Молодежный Интернет-проект художественной галереи МОСКОВСКИЙ ДОМ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ

На главную страницу ФотоАльбом Гостевая Книга Форум Галерея МДН
 

 

 

           В первый день празднования – на 28 февраля масленичная радуга-неделя открыла галерею Московского Дома Национальностей, галерею красоты национального творчества.
           В первый день празднования – на 28 февраля масленичная радуга-неделя открыла галерею Московского Дома Национальностей, галерею красоты национального творчества. Разноязычные речи, как вкусы национальных вин, как палитры  ароматных красок выбрали своим домом уют и тепло национального праздника.   
           Забавная переправа к весне – празднование Масленицы: опоясаться хороводами и частушками, свистульками и куклами-мартничками. нарадоваться, нагуляться, устроить разгульный розыгрыш балаганной потехи, на Петрушку наглядеться, что ищет хвост у своей кобылы, что мы – весну свищем. Плясать – зиму заговаривать, чтоб голова у неё закружилась и улетели бы холода до следующего года, а сейчас – не время голоду, спеши пирогами наесться, блинами, маковыми калачами, чаями напиться, медами, винами. И все это в одном дворе, в одном доме, из тех единственных, где до сих пор на Масленицу играют в «Валенок», кто как подпрыгнет – так и год проведет.

           Деревянные рамы, раскрашенные золотисто-зелёными красками, словно весенними узорами первых лучей Солнца и вьюнками теплых голосов – перелетных птиц. «Национальный дух детства ». Пряная текстура, пахнущая Грузинскими винами, медными бокалами, семиглазыми дуделками, скрипками и цветами, летящими над городом. Город индиго, где женщины рождаются в разноцветных платьях, как цветы на оранжевых тканях, отвечая эхом Луны именем своего отца и мужа - Кахи Гигаури. «Главное – это техника, цвет, мастерство, фактура, красота»…
           Тени колокольных звонов, фиолетовых деревьев, сиреневого ветра, дремлющих снегов, улочек и отражений в московском времени купольно-небесного города. Эта ранняя белая осень, бирюзовые песни раздевшихся ветродуев. Деревья качают ветер, ветер подпевает из-под палевой листвы мелодией движущегося города, и снова цвет уносит тебя за повороты. «Это мои картины, моё творчество» - так говорит нам она – автор и жительница своих полотен – Вера Баева и с ней соглашается каждый, кто хоть раз видел во сне этот дивные город, проросший зеленоглазыми домами и ровесниками-облаками. «Живопись – это моя жизнь».  
           Один взгляд на двоих, объятия, достигающие звезд, ладони земли и весеннего ветра,  сиреневое начало, ивано-купальский костер новобрачия, ночь цветения, изумрудный лес – все это – метафоры, возникающие при общении с работами художника Бориса Каткова. «Эти картины могут смотреться где угодно, особенно в таком доме, где сохранилась та старинная аура, аура добра, объединения».  Ключ к загадкам находится у самой двери, там же тебя ждет первый их сюжет – встреча с солнечной собакой. Его картины – не просто легенды, это целые истории ощущений, поняв хотя бы одно из них, обретаешь способность понимать другие. «Моя тема – это любовь и если её не будет, то не будет и  картины» Хороводы автопортретов и их вариаций открывают новую тему для сновидений: «У ветра широкие рукава».
           Конская кожа, словно лепное дерево - плавно перетекающая композиция – «Такие вещи не делаются на заказ, они рождаются стихийно». «Каждая вещь здесь эксклюзивная» - стул, сделанный из лошадиной шкуры, изгибчивый, как змея, стойкий и идеально красивый, как поступь игривого скакуна. Столбы и тумбы, сетчатые, трубные, плетеные лоскутами и кожаными шнурами, резные парными узорами.
           На этом стуле лежала роза, она остается в его изгибе темно-синего и молчащего бархата.
           Цветы и оттенки сиреневого – в каждом стежке и в каждой складке расцветает новый бутон. Начиная с весенних пуговиц и продолжая юбочными подолами, радуга одного цвета кружится вместе с масленичными напевами, собирая по нотам свою песню танцующих под ливнем фиолетовых отражений. Соцветия впитываются в ткань, прорастают переливами, - так одевается только Павлихина Ольга Анатольевна - потому что она является автором коллекции эксклюзивных костюмов, представленных в первый день празднования масленицы в Московском Доме Национальностей.
           Мотив шаманского хокку – трехстишье деталей, нарисованное поворотом цветка, смотрящим со спины – история дремлющей осени.
Небесно-снежный, светло-лимонный, медово-молочный, цвет абрикосовой косточки или цветущего миндаля. Кружевной узор сочетания  уходящей зимы.
           Расцветает каштано-монадная, бархатная весна, ряженая нитями Солнца и серебристым пением птиц, что рисуют Масленицу на небе. 
           Магия кино растворяет в аромате костра рисунки на муке и свете.
С величием княжны Гор, Весна заплетает в косу своё отражение, готовясь к свадебному дню солнцестояния. Танец солярных знаков на хороводе платья, на клинке меча, на щеке камлающей. Волосы распускаются как опара на Лунном свете, глиняные шары перекатывается – от заката к радужному рассвету.

 

Мария СТЕФАНОВА

 

Наряженная в цветные тряпки, намазанная яркими помадами, мчится через всю зиму к весне Масленица. Детвора первой спешит встречать гостью, привлекая ее громкими и веселыми частушками:
«Звал, позывал чистый семик Широкую Масленицу
К себе в гости на двор.
Душа-ль ты моя, Масленица,
Перепелиные твои косточки,
Бумажное твое тельце,
Сахарные твои уста,
Сладкая твоя речь,
Приезжай ко мне в гости
На широкий двор на горах покататься,
В блинах поваляться,
Сердцем потешиться»,
- «Масленица приехала, Масленица!»
Молодцы, кто постарше, устраивают кулачные бои на снегу – стенка на стенку, чтобы  Масленица на них нагляделась, а заодно и девчонки местные приглядели бы себе пару, как-никак, неделя то свадебная!
Понедельник - ВСТРЕЧА
Вторник - ЗАИГРЫШ
Среда - ЛАКОМКА
Четверг - РАЗГУЛ
Пятница - ТЕЩИНЫ ВЕЧЕРНИ
Суббота - ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ
Воскресенье - ПРОЩЕНЫЙ ДЕНЬ
Торопятся люди встречать золотую гостью. Уже с понедельника богатые принимаются печь блины, а те, кто победнее – с четверга. Но закон для всех остается  один – Масленицу встречай, да не жалей денег, продавай, что в доме есть, да закупай муку и дрожжи, масла и меда позолотистее, творога и молока пожирнее, икры да рыбы, чтобы гости твои были рады и никто голодным не остался.
В масленичную неделю к тебе в дом может зайти любой, богатый ли, бедный, знакомый, друг, родственник или просто путник, - его непременно нужно усадить за стол, да угостить блинами.
Еще во время свадебницы – в период от Крещения и до самой Масленицы, люди начинают готовиться к проводам зимы. Устраивают висячие качели, катальные горы, балаганы для скоморохов, заранее приготавливают сладости.
К первому дню Масленицы начинают разыгрывать уличные спектакли, строят снежные городки. Эта игра популярна среди молодежи и теперь. Сначала участники вместе строят снежную крепость, а потом делятся на пеших, конных, осаждающих и защищающих. Когда и те, и другие понимают, что одна из сторон побеждает, а значит, с забавой скоро придётся расстаться, они начинают вместе рушить крепость, а потом, долго смеясь и распевая песни, возвращаются домой, где их «победу» встречают горячими блинами с вкусными начинками.
Еще один масленичный ритуал – медвежья потеха. К медведю относились с большим уважением, потому и звали его Топтыгиным, Потапычем, не забывая упомянуть отчество достопочтимого гостя - хозяина леса. Считалось, что медведь может победить нечистую силу, поэтому его приглашали на масленичные гулянья. Спутницей медведя была коза. По обычаю с медведями было принято обходить вокруг всех домов, это защищало жилище от пожара и несчастья. Вообще во время Масленицы было не принято совершать дурные поступки: грабить, обижать, ссориться, воровать девушек. Наоборот, в отношении сватанья нужно было соблюдать все правила. В понедельник полакомиться блинами к своим отцам и матушкам приходили замужние дочери, в тот же день и новая семья девушки собирались к ним в гости. В первый день Масленицы – ВСТРЕЧУ,  знакомились и влюблялись, а у кого заладилось, с самого первого дня начинали знакомить свои семьи. Свекрови приходили в гости к невесткам – учить блины печь. Малейшая неосторожность в их изготовлении считалась позором для всей семьи. Самый главный секрет, который передавался из уст в уста, из поколения в поколение к молодых хозяйкам – о приготовлении первой опары для блинов. Ночью, когда на небе появлялся месяц, хозяйка выходила на улицу и готовила опару, используя вместо воды самый чистый снег. Всю ночь тесто должно было настаиваться на свету, от этого оно становилось намного рыхлее и белее, чем обычное.
Во вторник продолжались блинные обеды, но все же большинство (особенно молодых) старалось провести этот день на улице, в играх и забавах. Катались на ледяных горках в так называемых «Дилижанах» на несколько мест, кто стоя, кто сидя, кто в одиночку, кто по двое. В этот день частой забавой были петрушечные комедии – кукольные представления. Главный, и почти всегда – единственный герой этого живого  спектакля – горбатый и длинноносый Петрушка, любитель колких шуток, в которых часто по-доброму высмеиваются отношения влюбленных. Такими намеками проверяются чувства молодых. После таких забав девушки приглашали молодцев к себе в дом на блины.
На масленичную неделю есть можно сколько угодно, особенно на Лакомку.

«Ешь сколько влезет»,
«Ешь на весь год»,
«Ешь сколько раз собака хвостом мотнула» - говорили в этот день, - ведь впереди Великий Пост.
«Вся сытная еда в огне сгорела, - объясняли проголодавшимся во время постного праздника, - вместе с чучелом».
Перед тем как сжечь чучело, его возили колядовать, обычно это делали в день РАЗГУЛА. В этот день старались избавиться от всего ненужного и лишнего. Иногда в деревнях в яркие тряпки одевали девушку, возили ее на санях по всей округе, люди приносили ей подарки, чаще всего это были вещи, с которыми их хозяевам хотелось расстаться. Так в народе провожали зиму. Ходили на площади смотреть балаганные выступления, плясать под гармошку, глядеть на медвежьи пляски, играть в снежки и водить хороводы, пробовать калачи, пирожки, вареники, сушки, баранки и прочие русские сласти, наедаться соленой масляной рыбой, напиваются хмельными медами.
«Есть до икоты,
Пить до перхоты,
Петь до насады,
Плясать до упаду».
На Тещины вечерни и Золовкины посиделки ходили друг к другу в гости, наедались блинами да разговорами.
Блин – символ Солнца, «чем больше съешь, тем теплее будет».
На Тещины Посиделки сами зятья приглашали тещ на блины.
А в последний день масленицы – Прощеное воскресенье, вместе с чучелом сжигали и все лишние вещи, просили прощения, прощались с зимой. Впрок наедались блинов, впрок напивались пивом, радовались на весь год вперед, да играли в зимние забавы в последний-предпоследний раз. Как-никак, а сегодня-завтра Солнце выглянет, стает снег, весна придет, а с ней и Великий Пост, а потом и другие праздники.

 

М. СТЕФАНОВА

Развернутый ФотоРепортаж
Развернутый ФотоРепортаж

 

 

ТекстАРТ

 
ТекстАРТ 1 ТекстАРТ 3
Мария СТЕФАНОВА Мария СТЕФАНОВА

 

Архив

 



Hosted by uCoz